Открыта запись во все группы
на новый учебный год!
 

Зачем ребенку ТРИЗ?

ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Или, говоря проще, это набор приемов, помогающих человеку стать изобретателем.

Обществу нужны интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие люди, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Когда ребенок открывает для себя мир, происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой). Эти изменения проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной и преобразующей. В детском возрасте появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации (креативность).

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности.

Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность этой педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности (приемы изобретательства).

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, понимать происходящие вокруг процессы, решать возникающие проблемы. Отсюда цель ТРИЗ-педагогики — подготовить ребенка жить в динамично изменяющемся мире. Что вкладывается в это понятие? Это значит, что человек должен быть:

  • исследователем — чтобы понять первопричины возникших проблем, которые предстоит решать;
  • «решателем» — для этого нужно владеть техникой работы с проблемами и задачами различного уровня сложности;
  • прогнозистом — чтобы суметь спрогнозировать возможные последствия своих решений, последствия невмешательства в проблему и естественный ход событий, который мало зависит от частного вмешательства, но неминуемо подчиняется единым законам развития;
  • личностью, которая использует свой потенциал и навыки работы с проблемами не в ущерб культурным и нравственным ценностям.
Примеры работ детей, выполненных на занятиях по развитию творческого воображения:
  • Прием оживления – состоит в том, чтобы «оживить» букву, цифру, фигуру или знак.

Полина 7 лет

Двойка – волшебная лебедь. Она царица всех лебедей. У нее волшебная корона. Из своих крыльев она выпускает золотые лучи, чтоб согреть траву, море и своих сородичей. Она коричневая, потому что это ее любимый цвет. Она сама такая стала. Двойка-лебедь очень добрая, дружит со своим сыном и дочкой.

Алиса 5 лет.

Треугольник учится в школе. Он любит писать, делать уроки, сочинять стихи. Он дружит с птицей с треугольными крыльями. У нее треугольное гнездо и треугольные яйца. Гнездо расположено на треугольной елке. Сам треугольник выращивает треугольные цветы, иногда играет с треугольным мячом.  Есть любит печенье с молоком. Дом он себе сделал из морковки, только перевернул ее. Все вокруг тоже треугольное – и солнце и облака.

  • Создание образа из геометрических фигур и фигур неопределенной формы – используется для формирования системного мышления
Аня 6 лет
«Слон»
Егор 6 лет
«Бегемот открыл рот»
Ваня 6 лет
«Веселая собака»
Маша 5 лет Даня 6 лет