Открыта запись во все группы
на новый учебный год!
 

Дисграфия

    В последние года все чаще говорится о возросшем количестве учеников с проблемами в обучении письму и чтению. Но проблема эта не нова. Еще со второй половины XIX века ведется активная работа по изучению нарушений письменной речи – письма и чтения.

    Нарушение чтения называют дислексией, а нарушение письма - дисграфией. Точнее, дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

    Известно, что письменная речь формируется на основе устной речи и только в условиях целенаправленного обучения. Существуют и другие предпосылки формирования письма:

   - сформированность различных видов восприятия, ощущение схемы тела, знание «левого» и «правого»;

   - сформированность абстрактного мышления;

   - развитая мелкая (ручная) моторика;

   - контроль за своими действиями.

    Непременными условиями для овладения письмом являются осознание ребенком фонематической структуры слов, владение навыком фонематического и языкового анализа и синтеза, различение на слух и в произношении сложно-отличимых звуков, владение основными графомоторными навыками и полным набором звуко-буквенных ассоциаций.

    Если даже один из вышеперечисленных пунктов недостаточно сформирован, могут возникнуть многочисленные и стойкие дисграфические ошибки. На письме они будут выражаться в виде замен букв сходных по начертанию, замен букв обозначающих акустически сходные звуки, искажений звуко-буквенной структуры (пропуски, перестановки, добавления), искаженного написания букв, неуместного деления слов или же слитного написания нескольких слов, отсутствия обозначения границ предложения, аграмматизмов.

    Изучив все типы ошибок, учеными были выделены 5 видов дисграфий:

   Артикуляторно-акустическая дисграфия — в основе которой лежит неправильное произношение отражающееся на письме.

   Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания — в основе нарушенное различение звуков.

   Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза — в основе нарушение различных форм языкового анализа и синтеза.

   Оптическая дисграфия — в основе недоразвитие зрительно-пространственных функций.

   Аграмматическая дисграфия — в основе недоразвитие грамматического строя речи.

    Существует группа риска, в которую входят дети с различными речевым патологиями: дизартрия, дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи, алалия. Однако, можно не дожидаться возникновения дисграфии и еще в дошкольном возрасте предупредить данное нарушение. Ведь легче именно предупредить возможные ошибки, чем исправлять их.

    Если же ошибки на письме были выявлены уже в период обучения в школе, то логопед, с помощью специально подобранных упражнений, сможет помочь вашему ребенку их преодолеть.

ЧОУ Детский центр "СОЛНЦЕ" © 2006-2016
Алексей Гончаров © 2006-2016, Вебмастер
Дмитрий Гончаров © 2010, оформление сайта